Собственность — это ответственность

Участники круглого стола «ЖКХ — качество жизни» обсудили работу самарских УК

Лицензирование УК, роль и задачи органов власти в сфере ЖКХ, создание городской комфортной среды, внедрение новых технологий и грамотная организация инициативы самих жильцов — обо всем этом поговорили участники круглого стола, организованного редакцией «Волжской коммуны» и областной организацией Союза журналистов РФ.

Экзамены, аттестаты, лицензии

Руководитель регионального центра общественного контроля ЖКХ Виктор Часовских начал с того, что поделился результатами лицензирования УК в регионе, озвучив несколько цифр. На 39 заседаниях специальной комиссии проведены 46 экзаменов, выдано 848 аттестатов, 413 лицензий, 10 компаниям в лицензировании отказано, у двух лицензии аннулированы. Из получивших разрешение компаний 137 пока не имеют в управлении ни одного дома — насчет таких готовятся поправки в федеральное законодательство, чтобы отбирать у них лицензии, если за полгода они так и не приступят к реальной работе. Также впервые составлен в регионе рейтинг УК, которым поставили оценки с учетом целых 11 критериев — каждый житель может познакомиться с ним на сайте ГЖИ.

Кстати, в этом году рейтинг был составлен на основе данных самих УК и ГЖИ. Но только жилищное ведомство готовит еще пять критериев для рейтинга следующего года. С учетом того, что обещают подключить еще и жильцов с представителями местного самоуправления, объективность этого документа по итогам 2018 года существенно вырастет.

Глава Ассоциации правовой помощи и просвещения Самарской области Ирина Кочуева пояснила: лицензирование УК необходимо не «для галочки» или «чтобы было». Есть компании, работающие более-менее исправно, особых нареканий жителей не вызывающие. А есть такие, которые жильцы совсем не прочь поменять — и лицензирование как раз дает им возможность сменить оператора, ибо для закона нет разницы в том, какая из лицензированных УК обслуживает дом. Конечно, механизм сложный, и сделать для этого придется немало, но тут уже возрастает роль властей и органов МСУ, которые должны помочь жителям реализовать свое законное право выбора.

Главный консультант правового управления государственной жилищной инспекции Самарской области Алексей Давиденко добавил, что по личной просьбе главы региона Дмитрия Азарова ГЖИ сейчас разбирается с УК, пользующимися «похожими до степени идентичности» названиями, морочащими голову жильцам в том числе и откровенно поддельными квитанциями. Сделан также еще один серьезный шаг, чтобы существенно облегчить повседневную практику оспаривания постановлений самых разных «сходов жителей» в суде — принято решение о создании общего архива подобных решений, с регистрацией их в ГЖИ. Теперь полиции не надо будет «с собаками» разыскивать таинственных «подписантов» — их данные, проверенные при сдаче документа в архив, всегда будут под рукой.

 

Не только права, но и обязанности

В ходе завязавшегося живого общения «всплыли» сразу несколько интересных тем, связанных с работой УК и сферой ЖКХ в целом. Например, Ирина Кочуева заметила, что муниципалитеты являются собственниками любого неприватизированного жилья, то есть имеют полное право (да и, наверное, даже обязанность) посылать своих представителей на любые общие собрания жильцов. Ну а если в собрании участвует квалифицированный специалист из администрации — это автоматически может снять много вопросов к процедуре проведения этих собраний и признания законности их результатов.

Руководитель региональной рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни» Руслан Эфендиев обратил внимание на то, что квалифицированными и грамотными должны быть не только действия чиновников и коммунальщиков, но и жильцов, особенно их представителей — советов МКД и старших по дому. Потому что у собственников есть не только права, но и обязанности — если, к примеру, говорить о заключении прямых договоров на обслуживание МКД (эта компания сейчас в губернии ка раз набирает обороты). Естественно, старших по домам надо учить, добавляет Виктор Часовских, и это обязанность органов местного самоуправления, но если раньше так и было, то теперь эта учеба внезапно стала платной.

Глава областного Фонда капремонта Михаил Архипов поднял неожиданный вопрос: а почему в век высоких технологий надо постоянно собирать многолюдные шумные толковища? Нельзя ли проводить собрания собственников дома в режиме онлайн? Руководитель управления экономического мониторинга и анализа министерства энергетики и ЖКХ Самарской области Наталья Винокурова добавила, что в Екатеринбурге, например, есть специальные мобильные приложения для собственников МКД, а Эфендиев вспомнил, что в Нижнем Новгороде рассылают документы на электронную почту. Но, увы, представители власти напомнили, что без «бумажного следа» (протоколов, подписей и пр.) решения собраний просто не будут иметь законной силы.

Ирина Кочуева добавила, что в Москве коммунальщики сами приглашают на собрания сторонних регистраторов (и платят им), чтобы иметь документальные подтверждения принятых решений — на случай судебных разбирательств, например. Но в Самарской области, к сожалению, представители УК боятся встреч с жильцами как огня — их калачом не заманишь даже на день открытых дверей…

 

Как сделать подрядчика радивым

Все присутствовавшие наверняка согласились бы с тем, что многие проблемы отрасли ЖКХ исчезли бы, будь каждый старший по дому таким, как председатель совета дома №9 по улице Свободы Александр Акованцев. Это уникальный человек, попавший в уникальную ситуацию — инженер-строитель, он сам спроектировал и построил дом, в котором живет и которым теперь, выйдя на пенсию, руководит. Для него нет секретов в тонкостях технического обслуживания, документации или процедурных вопросах — со всеми руководителями ЖКХ своего микрорайона он «за руку» или хотя бы (если приходится серьезно конфликтовать) знаком лично. А самое главное — Акованцев бодр, энергичен, не боится спорить, отстаивать свою точку зрения и не робеет ни перед каким начальством. В чем и убедились все участники круглого стола — на каждый обсуждаемый вопрос у него был готов пример из собственной работы старшего по дому.

Однако, увы, медицина еще не справилась с проблемой клонирования, и наградить каждый самарский дом своим Акованцевым не выйдет. Придется искать реальные пути повышения активности жильцов (а что без нее все инициативы просто уйдут в песок, спорить вообще никто не стал).

Есть, впрочем, физические пределы человеческой энергии — например, в старых домах, где и люди живут в основном не баснословно богатые, и ремонт требуется большой. Например, капитальный — так круглый стол «плавно повернулся» к Михаилу Архипову.

Времена, когда главной проблемой ФКР была (не)собираемость взносов за капремонт, уже прошли — согласно статистике, эта цифра превышает нынче даже 100% (за счет погашения жильцами старых долгов). На первый план выходят вопросы качества ремонта, на который уже поступает много жалоб. Архипов объяснил это нерадивостью подрядчиков, с которой ФКР энергично борется с 2016 года, «чистя ряды» от самых недобросовестных. Виктор Часовских выразил уверенность, что качество ремонта повысится, когда (согласно новому положению) в приемке работ начнут участвовать представители общественных советов (минимум двое). А Ирина Кочуева напомнила о такой полезной процедуре, как паспортизация каждого дома…

 

* * *

О многом шел полезный и конструктивный разговор на круглом столе. Все участники согласились с главным тезисом, выразившим общий настрой: собственность — это ответственность, причем индивидуальная, и все вопросы, с нею связанные, надо переводить в конструктивное деловое русло. И быть, соответственно, готовыми не к взаимным обвинениям и конфликтам, а к совместной работе.

Авторы: 
Фоторепортер: Владимир КОТМИШЕВ

Создание сайтов